Проект Конституции Украины
Преамбула
Мы, народ Украины, с целью защиты наших прав и свобод и обслуживания наших интересов основываем государство и заключаем общественный договор путем принятия этой Конституции.
Статья 1. Цели и принципы образования государства
1.1. Государство Украина учреждается гражданами для защиты их прав и свобод и обслуживания их интересов.
1.2. Единственным источником власти в Украине является народ, который определяется как совокупность граждан Украины.
1.3. Народ Украины делегирует отдельные властные полномочия государству исключительно на основании этой Конституции и со следующими ограничениями:
- никто не может вопреки собственной воле быть лишен жизни или принужден рисковать жизнью;
- никто не может вопреки собственной воле быть лишен здоровья или принужден рисковать здоровьем;
- никто не может вопреки собственной воле быть лишен собственности или доступа к ней, кроме случаев, когда в суде доказана незаконность ее приобретения;
- никто не может вопреки собственной воле быть ограничен в распространении информации, высказывании взглядов и мнений, за исключением случаев, когда информация, взгляды или мнения нарушают законные права или свободы других лиц;
- никто не может быть ограничен в праве передвигаться или собираться где-либо в пределах общественной собственности, если это не ущемляет законные права и свободы других лиц;
- никто не может вопреки собственной воле быть принужден заниматься определенной деятельностью или ограничен в деятельности, за исключением случаев, когда такая деятельность может нарушить права и свободы других лиц.
1.4. Граждане Украины и другие лица на ее территории имеют все права и свободы, присущие свободному человеку, который осознает свои действия, несет ответственность за их последствия и не нарушает законных прав и свобод других лиц, и не нуждаются ни в каком подтверждении своих прав и свобод от государства .
1.5. В случае, когда какие-либо органы или должностные лица государства превышают предоставленные им настоящей Конституцией полномочия или нарушают права граждан, народ имеет полное, безусловное и неограниченное право отстаивать свою свободу, в том числе с оружием в руках.
Статья 2. Граждане и гражданство
2.1. Гражданство Украины приобретается:
- ребенком, рожденным на территории Украины и родителями которого являются граждане Украины – автоматически;
- ребенком, рожденным на территории Украины и одним из родителей которого является гражданин Украины – автоматически, кроме случаев отказа обоих родителей от приобретения ребенком гражданства Украины;
- ребенком, рожденным вне территории Украины и родителями которого являются граждане Украины – по заявлению обоих родителей в органы государственной власти Украины о желании получить для ребенка гражданство Украины и отсутствие у него гражданства других стран;
- ребенком, рожденным и проведшим большую часть жизни на территории Украины, но не получившим гражданства при рождении – по заявлению такого лица по достижении совершеннолетия.
2.2. Гражданство Украины может быть предоставлено лицу, не получившему его на основании статьи 2.1 настоящей Конституции, только в исключительных случаях постановлением Верховной Рады Украины, которое должно содержать обоснование заслуг этого человека перед народом Украины или пользы для народа Украины от предоставления этому лицу гражданства и может содержать индивидуальные условия и ограничения.
2.2. Граждане Украины могут в любое время бесплатно отказаться от гражданства Украины по собственному заявлению, поданному в органы государственной власти Украины, кроме случаев, когда гражданство предоставлено на основании статьи 2.2 настоящей Конституции и при его предоставлении установлены ограничения на выход из гражданства Украины.
2.3. Граждане Украины не могут вопреки собственной воле быть лишены гражданства Украины, кроме случаев, когда гражданство предоставлено на основании статьи 2.2 настоящей Конституции, установленные условия предоставления гражданства и в суде доказан факт невыполнения или нарушения таких условий.
2.4. Решение следующих вопросов осуществляется всеми гражданами Украины и не может быть делегировано органам государственной власти или иным лицам:
- создание или ликвидация государства;
- переоснование государства путем принятия новой Конституции;
- изменение территории Украины, кроме технических вопросов делимитации и демаркации границы при условии, что такие изменения не превышают по площади 100 кв. км, не приводят к нарушению права собственности любых лиц, а на таких территориях нет мест постоянного проживания людей, значимого объема общественных ресурсов или объектов общественной инфраструктуры;
- увеличение объема властных полномочий, делегированных народом Украины государству;
- делегирование любых властных полномочий на территории Украины надгосударственным или международным органам;
- вступление Украины в надгосударственные объединения или ратификация международных соглашений, в результате которых может измениться объем суверенитета Украины.
2.5. Методом принятия решения всеми гражданами Украины является всеукраинский референдум, на котором правом голоса обладают все граждане старше 18 лет, имеющие на момент проведения гражданскую дееспособность. Решение принимается, если за него проголосовало более 50% граждан, имеющих право голоса. Все остальные вопросы проведения референдума определяются законом.
Статья 3. Законодательная власть
3.1. Народ Украины делегирует всю полноту законодательной власти Верховной Раде Украины.
3.2. Верховная Рада Украины имеет полномочия принимать законы, обязательные для исполнения любыми лицами на всей территории Украины, исключительно по следующим вопросам:
- Национальная оборона
- Правосудие и обеспечение охраны прав и свобод граждан
- Государственные финансы и национальная валюта
- Налоговая и таможенная система
- Свобода конкуренции
- Общественная инфраструктура и общественное имущество
- Миграция и натурализация, регистрация юридических лиц и объединений граждан
- Другие вопросы, по которым настоящей Конституцией предусмотрено принятие законов
3.3. Верховная Рада Украины состоит из 225 депутатов, срок полномочий которых не превышает 6 лет. Депутатом может стать человек старше 25 лет, который на момент избрания был гражданином Украины не менее 5 лет и имеет гражданскую дееспособность, за исключением тех лиц, в отношении которых действует приговор суда о лишении свободы или которые лишены права быть избранными по процедуре люстрации, а также лиц, которые уже были депутатами Верховной Рады Украины более 11 лет.
3.4. Очередные выборы депутатов Верховной Рады Украины проходят в первое воскресенье декабря каждого четного года, на этих выборах переизбираются депутаты, каденция которых на момент выборов превышает 4 года. Каденция избранных депутатов начинается с 1 января следующего года, но депутатские полномочия они получают после принесения присяги на верность народу Украины, которая является приложением к Конституции.
3.5. Выборы в Верховную Раду Украины проводятся в многомандатном общегосударственном избирательном округе по спискам политических партий и избирательных блоков, которые зарегистрировались для участия в выборах. Доступные для переизбрания места депутатов распределяются между теми политическими партиями и избирательными блоками, которые получили не менее 4% голосов избирателей, пропорционально числу отданных голосов. Вопросы проведения выборов, не упомянутые в Конституции, регулируются законом.
3.6. Правом голоса на выборах в Верховную Раду Украины обладают граждане Украины старше 18 лет, которые имеют гражданскую дееспособность и в течение последних 5 лет (для лиц в возрасте до 23 лет – в течение всего времени, начиная с 18 лет) были материально независимыми от государства. Условием материальной независимости является то, что доля трудовых или социальных доходов, прямо или косвенно полученных из государственного бюджета, составляет менее 50% общих доходов лица.
3.7. В случае досрочного выбытия из состава Верховной Рады Украины депутата заместить его предлагается лицам, занимающим следующие места в списке политической партии или избирательного блока, по которому был избран выбывший депутат, и на момент выбытия предыдущего депутата отвечают требованиям статьи 3.3, в порядке этого списка. Такие лица могут предоставить письменный отказ от депутатских полномочий или принять присягу на верность народу Украины и получить с этого момента депутатские полномочия, но каденция нового депутата совпадает с каденцией выбывшего депутата.
3.8. Верховная Рада Украины принимает решение большинством голосов от числа депутатов, которые на момент принятия решения получили депутатские полномочия, кроме случаев, явно указанных в Конституции. Все результаты голосований, а также сведения о голосовании каждого депутата, являются публичными, если иное не указано в Конституции. Умышленное препятствование свободному голосованию депутатов Верховной Рады Украины, фальсификация или сокрытие его результатов являются уголовным преступлением.
3.9. Верховная Рада Украины сама регулирует все вопросы организации своей деятельности и принимает по этим вопросам внутренние документы, за исключением тех вопросов, которые регулируются этой Конституцией. Она может привлекать к законотворческой деятельности других лиц, в частности, экспертов, консультантов, общественных деятелей.
3.10. Вносить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты могут только лица, имеющие депутатские полномочия. В любом законопроекте должно быть явно указано, какому из вопросов компетенции Верховной Рады Украины, перечисленных в статье 3.2, он отвечает.
3.11. Законопроекты, которые были одобрены Верховной Радой Украины, приобретают силу закона в указанный в них или ближайший возможный для вступления в силу день, но не ранее, чем через две календарные недели после первого официального опубликования. Для законопроектов, регулирующих налоговую и таможенную сферу, возможными днями вступления в действие являются 1 января или 1 июля, но не ранее, чем через шесть месяцев после первого официального опубликования и не ранее полной готовности налоговой или таможенной инфраструктуры, о чем должен отчитываться соответствующий орган исполнительной власти. Ни один закон не может иметь обратной силы.
3.12. Депутаты Верховной Рады Украины несут уголовную ответственность за неличное голосования или передачу средств личного голосования другим лицам. Депутаты Верховной Рады Украины и другие лица, участвующие в законотворческой деятельности, несут уголовную ответственность за внесение, поддержку при голосовании, предоставление положительных экспертных заключений по законопроектам, не соответствующим статьям 1.3 и 3.2 этой Конституции, а также отвечают за причиненный вступлением таких законопроектов в силу ущерб всем своим личным имуществом.
3.13. Депутаты Верховной Рады Украины обязаны добросовестно выполнять свои обязанности и следовать той предвыборной программе, во исполнение которой они получили мандат от граждан Украины. Полномочия депутатов могут быть досрочно прекращены по таким причинам:
- Систематическое голосования против законопроектов или решений, которые явно соответствуют предвыборной программе
- Систематическое голосования за законопроекты или решения, которые явно противоречат предвыборной программе
- Систематическое отсутствие на заседаниях Верховной Рады Украины или комитетов, членами которых они являются
- Отсутствие в течение длительного периода (более 18 месяцев) действий, направленных на реализацию основных положений предвыборной программы
3.14. Депутаты Верховной Рады Украины имеют фидуциарную обязанность по отношению к гражданам Украины, систематическое пренебрежение которой является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий. Фидуциарная обязанность заключается в том, что депутаты должны:
- Ставить интересы граждан и общества выше своих личных интересов
- Не использовать свои полномочия и служебное имущество для получения выгоды для себя или лиц, связанных с ними родственными, деловыми или дружескими связями
- Своевременно, полностью и недвусмысленно раскрывать широкой общественности существующие и потенциальные конфликты интересов
- Раз в год на протяжении своей каденции, а также последующих 4 лет, публично отчитываться об изменении своего имущественного положения и имущественного положения своей семьи, а также раскрывать все источники доходов и сообщать обо всех расходах, превышающих прожиточный минимум
- Внимательно изучать проекты всех решений, выносимых на голосование, и проявлять должную скрупулезность, рассудительность и осмотрительность относительно анализа возможных последствий
- Избегать преднамеренного искажения информации или предоставления недостоверной информации, относящейся к осуществлению депутатских полномочий
3.15. Депутаты Верховной Рады Украины должны работать в режиме пленарных заседаний, заседаний фракций или в комитетах по крайней мере 15 дней в месяц, из них не менее 2 дней в режиме пленарных заседаний, но решением Верховной Рады один раз в год могут быть объявлены каникулы на срок 30 календарных дней .
3.16. Депутаты Верховной Рады Украины, которые присутствовали, но не голосовали за назначение Кабинета Министров или голосовали за вотум недоверия Кабинету Министров (в зависимости от того, какое голосования было позже), составляют оппозицию. Депутаты, которые отсутствовали на момент такого голосования, могут по письменному заявлению войти в состав оппозиции, но после этого до следующему такого голосования не могут изменить свое решение. Список оппозиционных депутатов должно быть публичным. В случае, когда закон требует решения отдельно оппозиционных или неоппозиционных депутатов, такое решение принимается большинством голосов от соответствующего списка депутатов.
3.17. Верховная Рада Украины имеет полномочия образовывать специальные следственные комиссии, целью которых является парламентское расследование конкретного факта или явления, и назначать или освобождать специальных прокуроров на время работы таких комиссий. Эти комиссии имеют право допрашивать под присягой любых публичных служащих и получать доступ к документам любых органов государственной власти или местного самоуправления.
3.18. Депутаты Верховной Рады Украины на период выполнения депутатских полномочий и лица, вступающие с Верховной Радой Украины в трудовые отношения, на период таких отношений, считаются публичными служащими и подчиняются требованиям Кодекса этики и стандартов профессионального поведения публичных служащих.
Статья 4. Исполнительная власть
4.1. Народ Украины делегирует всю полноту исполнительной власти Кабинету Министров Украины. Не могут образовываться органы, которым делегированы любые полномочия исполнительной власти, кроме органов, подчиненных Кабинету Министров Украины.
4.2. Кабинет Министров Украины имеет полномочия исключительно по следующим вопросам:
- Организация национальной обороны, управления и обеспечения вооруженных сил
- Проведение внешней политики, защита законных прав и интересов граждан Украины в зарубежных странах и международных организациях
- Защита законных прав и свобод граждан Украины, граждан других стран, лиц без гражданства и юридических лиц в пределах территории Украины, расследование уголовных преступлений и исполнение судебных решений
- Предоставление лицам административных услуг, предусмотренных законодательством
- Взимание налогов и пошлин
- Управление системой государственных финансов, общественной инфраструктурой и общественным имуществом в пределах, предусмотренных законодательством
- Обеспечение выполнения Конституции и законов Украины в порядке и в пределах, явно предусмотренных ими
4.3. Кабинет Министров Украины может состоять из 7-18 членов, один из которых занимает должность Председателя Кабинета (премьер-министра). Может быть назначен Вице-председатель (вице-премьер). Членами Кабинета могут быть лица старше 25 лет, имеющие гражданскую дееспособность и отвечающие требованиям статьи 4.15 настоящей Конституцией, за исключением лиц, которые по приговору суда, в результате дисциплинарного взыскания или люстрации лишены права занимать должности на публичной службе.
4.4. Верховная Рада Украины может в любой момент принять решение о назначении нового состава Кабинета Министров, если он удовлетворяет требованиям статьи 4.3 и все перечисленные в нем лица дали личное согласие на вхождение в Кабинет. Решение принимается по всему составу Кабинета в целом, не допускается голосования за отдельных его членов. Состав Кабинета может быть назначен с или без распределения должностей, но должен быть определен Председатель Кабинета.
4.5. Верховная Рада Украины может в любой момент принять решение о недоверии Кабинету Министров, что влечет за собой его отставку, или Кабинет министров может сам объявить о своей отставке. Члены отставленного Кабинета продолжают исполнять свои обязанности до назначения нового его состава.
4.6. Председатель Кабинета Министров, который не был отставлен, может по согласованию с Верховной Радой Украины добавлять в Кабинет новых членов, но не более 1/3 от того состава, который был назначен в соответствии со статьей 4.4. Новые члены должны отвечать требованиям статьи 4.3.
4.7. Члены Кабинета Министров могут подавать в отставку, при этом отставка Председателя Кабинета не влечет за собой отставку всего состава Кабинета. Председатель Кабинета, который не был отставлен, может по собственному решению увольнять отдельных членов Кабинета. На место уволенного или отставленного члена Кабинета по согласованию с Верховной Радой Украины назначается новое лицо, отвечающее требованиям статьи 4.3. В период времени между отставкой или увольнением и назначением нового члена Кабинета его обязанности исполняет лицо, назначенное Кабинетом. В случае отставки Председателя Кабинета его обязанности исполняет Вице-председатель, а в случае отсутствия Вице-председателя – лицо, назначенное Кабинетом.
4.8. Решения Кабинета Министров Украины, принятые для обеспечения выполнения Конституции и законов Украины в соответствии со статьей 4.2 и обязательные к исполнению всеми лицами на территории Украины, оформляются как его Постановления. Постановления принимаются большинством от состава членов Кабинета. Все Постановления Кабинета и результаты голосования за них должны быть публичными, кроме случаев, предусмотренных законом.
4.9. Все другие решения в пределах компетенции исполнительной власти являются обязательными к исполнению только ее сотрудниками и принимаются по цепочке подчинения. Каждый сотрудник исполнительной власти, кроме Председателя Кабинета Министров, имеет одного непосредственного руководителя и должен знать всю цепочку прямых руководителей от своего непосредственного руководителя к Председателю Кабинета. Отданные на законных основаниях распоряжения прямых руководителей являются обязательными для выполнения всеми подчиненными им сотрудниками исполнительной власти.
4.10. Структура исполнительной власти определяется Председателем Кабинета Министров, а структура отдельного органа или его подразделений – соответствующим руководителем, кроме случаев, когда наличие органа исполнительной власти предусмотрено законом. Распределение должностей в Кабинете Министров определяется Председателем Кабинета, за исключением случаев, когда распределение должностей определено при назначении состава Кабинета.
4.11. Условия контрактов, включая размер и порядок оплаты, с членами Кабинета Министров согласовываются Верховной Радой до назначения состава Кабинета или назначения отдельного его члена на основании статей 4.6 и 4.7. Контракт с членом Кабинета от имени Украины подписывает Председатель Верховной Рады Украины по результатам соответствующего голосования.
4.12. Условия контрактов со всеми другими сотрудниками исполнительной власти согласовываются Председателем Кабинета Министров Украины или уполномоченными им руководителями органа или подразделения исполнительной власти.
4.13. Все сотрудники исполнительной власти, включая членов Кабинета, являются публичными служащими и получают полномочия только после подписания ими обязательства соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования Кодекса этики и стандарты профессионального поведения публичных служащих, который является приложением к Конституции. Публичный отказ следовать Кодексу или нарушения его требований должны быть расследованы и могут привести к наложению дисциплинарного взыскания в соответствии с законом, включая досрочное расторжение контракта и лишение права занимать должности на публичной службе.
4.14. Сотрудники исполнительной власти, которые противоправно и без крайней необходимости ущемляют права и свободы других лиц или накладывают на них необоснованные ограничения, несут уголовную ответственность. Сотрудники исполнительной власти, в результате противоправных действий, должностной халатности или преступного бездействия которых был нанесен вред третьим лицам, по решению суда отвечают за причиненный ущерб всем своим личным имуществом.
4.15. Сотрудниками исполнительной власти, исключая военнослужащих, не могут быть лица, которые находились на публичной службе в органах законодательной, исполнительной или судебной власти более 20 лет. Действующие сотрудники по достижении этого срока службы увольняются из органов исполнительной власти. Военнослужащие не могут быть членами Кабинета Министров Украины.
Статья 5. Судебная власть
5.1. Судебная власть делегируется народом Верховному Суду Украины и нижестоящим судам.
5.2. Верховный Суд Украины формируется в соответствии с настоящей Конституцией, состоит из 9 членов и
- является единственным судом, который может рассматривать вопрос о соответствии законов Украины или постановлений Кабинета Министров Украины Конституции Украины;
- является судом первой инстанции при исках против Украины, Верховной Рады или Кабинета Министров Украины;
- является высшим апелляционным судом и может по своему усмотрению рассматривать апелляции на решения любых других судов;
- может давать методические рекомендации другим судам, которые такие суды должны или соблюдать, или в каждом конкретном случае обосновать причину несоблюдения.
5.3. Суды низших уровней образуются в соответствии с законом о судоустройстве. Проект такого закона или изменений к нему должен быть до рассмотрения согласован с Верховным Судом, а в случае его принятия может вступить в силу только после одобрения Верховным Судом.
5.4. Юрисдикция судов распространяется на всю территорию Украины. Закон может в отдельных случаях устанавливать универсальную юрисдикцию.
5.4. Назначение судей на должность осуществляется Квалификационной комиссией судей Украины, состоящей из 17 человек, не менее 10 из которых должны быть независимыми от органов государственной власти и не могут назначаться органами государственной власти. Конкурс на должность судьи должен быть объявлен публично и продолжаться не менее трех месяцев. Кандидаты на должность судьи должны быть гражданами Украины старше 25 лет и с подтвержденной, по обоснованному мнению Квалификационной комиссии, юридической подготовкой. Не могут быть кандидатами на должность судьи лица, которые в течение предыдущих 6 лет работали в правоохранительных органах или органах судебной системы, за исключением судей.
5.5. Судьи назначаются на должность без установленного срока полномочий, но могут добровольно подать в отставку или быть уволены за нарушение законодательства или дисциплинарные нарушения.
5.6. Рассмотрение дел о дисциплинарных нарушениях и принятие решений об увольнении судей осуществляется Дисциплинарной комиссией судей Украины, состоящей из 17 человек, не менее 10 из которых должны быть независимыми от органов государственной власти и не могут назначаться органами государственной власти. Рассмотрение каждого дела Дисциплинарной комиссией и принятое решение должны быть публичными.
5.7. Любое лицо в случае нарушения своих законных прав и свобод может подать судебный иск по процедуре, предусмотренной законом, лично или через представителя. Для уголовных преступлений законом может быть также предусмотрено право публичного обвинения, которое выдвигается от имени государства даже в том случае, когда потерпевший не может или не желает подать иск.
5.8. Истец должен доказать вину ответчика, при этом личное признание не является доказательством. Сторонам процесса гарантируется объективность, независимость и беспристрастность суда. Стороны могут, но не обязаны, привлекать к процессу своих представителей как для защиты, так и для обвинения. Суд принимает решение, исходя из духа закона и используя такое соотношение норм обычного права, прецедентов и буквы закона, которое наилучшим образом соответствует существу дела.
5.9. Рассмотрение по существу уголовных дел в случаях, когда приговор может предусматривать лишение свободы, осуществляется судом присяжных. Только присяжные могут определять виновность или невиновность подозреваемого.
5.10. Стороны судебного процесса имеют право подавать апелляцию в вышестоящий суд, который играет роль апелляционного суда. При рассмотрении апелляции проверяется соблюдение законодательства, объективность, независимость и беспристрастность при рассмотрении дела по существу. В результате апелляции может быть назначено повторное рассмотрение дела по существу. Допускается апелляция на решение апелляционного суда в следующий по уровню суд, но такой суд принимает апелляцию к рассмотрению по своему усмотрению.
5.11. Каждый судебный процесс является публичным, если иное не предусмотрено законом.
5.12. Судьи и другие сотрудники судебной системы являются публичными служащими и должны подчиняться требованиям Кодекса этики и стандартам профессионального поведения публичных служащих.
5.13. Злоупотребление правом со стороны профессиональных участников судебного процесса является уголовным преступлением. К профессиональным участникам относятся сотрудники судебной системы, правоохранительных органов, адвокаты, юридические консультанты и советники и другие профессиональные юристы. Злоупотребление правом есть умышленное использование такого несовершенства буквы закона, которое искажает дух закона и подрывает доверие граждан к судебной власти.
Статья 6. Местное самоуправление
6.1. Граждане Украины имеют неотъемлемое право создавать органы местного самоуправления, устанавливать их функции и наделять их полномочиями по собственному усмотрению и на тех же условиях, что и другие объединения граждан.
6.2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и не могут издавать нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению другими лицами. Полномочия органов государственной власти не могут делегироваться органам местного самоуправления, за исключением отдельных полномочий по охране общественного порядка.
6.3. Процедура выборов депутатов или других представителей общины в органы местного самоуправления происходит согласно учредительным документам таких органов, но избирательное право должно быть предоставлено по крайней мере всем тем гражданам Украины, которые имеют право выбора депутатов Верховной Рады Украины, являются материально независимыми от органа местного самоуправления и постоянно проживают на территории соответствующей общины.
6.4. Территориальные границы местных общин устанавливаются членами таких общин самостоятельно.
6.5. Депутаты или иные представители общин, избранные в органы местного самоуправления, во время исполнения должностных полномочий, и лица, вступающие с органами местного самоуправления в трудовые отношения, на период таких отношений, считаются публичными служащими и подчиняются требованиям Кодекса этики и стандартов профессионального поведения публичных служащих.
6.6. Законом может устанавливаться доля налогов, собранных на территории местной общины, которая предоставляется государством органам местного самоуправления, но такая доля должна быть единой на всей территории Украины. Если на одной и той же территории создано несколько органов местного самоуправления, распределение этой доли между ними определяется законом с учетом количества членов общины, принявших участие в выборах в отдельные органы местного самоуправления, и принимая во внимание объем делегированных им полномочий.
Статья 7. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины
7.1. Изменения и дополнения к Конституции Украины принимаются в соответствии с требованиями настоящей статьи и становятся неотъемлемой частью Конституции.
7.2. Любой проект изменений или дополнений к Конституции Украины является законопроектом, для принятия которого требуется квалифицированное большинство в 2/3 от числа депутатов Верховной Рады. Проект такого закона должен до рассмотрения получить позитивное экспертное заключение Верховного Суда.
7.3. В случае принятия законопроекта, содержащего изменения или дополнения к Конституции Украины, он предоставляется в Верховный Суд для проверки на отсутствие внутренних противоречий, несовместимых или неоднозначных положений. Верховный Суд в течение 30 календарных дней должен либо согласовать законопроект и разрешили проведение всеукраинского референдума, либо вернуть его в Верховную Раду с мотивированным отказом в согласовании законопроекта.
7.4. После согласования Верховным Судом законопроекта, содержащего изменения или дополнения к Конституции Украины, Верховная Рада Украины объявляет всеукраинский референдум по его одобрению, который проводится в соответствии со статьей 2.5 этой Конституции. В случае одобрения на референдуме, такой законопроект считается принятым.
Статья 8. Переходные положения
8.1. Законы Украины, действующие на момент вступления в силу настоящей Конституции, но не отвечающие требованиям статьи 3.2, а также любые нормативно-правовые акты, принятые во исполнение таких законов, продолжают действовать в течение не более 2 лет после вступления этой Конституции в силу. За этот период законодательная и исполнительная власть совместно должны пересмотреть весь массив законодательства и не позднее, чем через 18 месяцев после вступления в силу настоящей Конституции, опубликовать перечень законов, которые потеряют силу.
8.2. Первые три очередные выборы в Верховную Раду Украины после вступления в силу настоящей Конституции проходят при такой модификации статьи 3.4: на первых выборах избирается полный состав Верховной Рады Украины, но при этом первая треть депутатов, избранных по списку от каждой политической партии или избирательного блока, имеет каденцию 6 лет, вторая треть – 4 года, последняя треть – 2 года; соответственно, на вторых выборах переизбирается последняя треть, а на третьих выборах – вторая треть депутатов.
8.3. Органы исполнительной власти, действовавшие до вступления в силу настоящей Конституции, продолжают действовать до формирования Кабинета Министров в соответствии с ней. Все органы государственной власти, кроме Верховной Рады Украины и органов судебной власти, с момента вступления в силу этой Конституции, подчиняются Кабинету Министров Украины.
8.4. В течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящей Конституции должны быть сформированы временные составы Квалификационной и Дисциплинарной комиссии судей Украины, после чего в течение следующих 6 месяцев должен быть сформирован временный состав Верховного суда Украины. Через год со дня вступления в силу настоящей Конституции временный состав Верховного суда Украины начинает свою работу, а Конституционной суд Украины ликвидируется. Другие суды продолжают свою работу до принятия нового закона о судоустройстве. В течение 18 месяцев со дня начала работы временный состав Квалификационной комиссии судей Украины должен назначить на должности судей всех судов, кроме Верховного.
8.5. Первый состав Верховной Рады Украины, избранный в соответствии с настоящей Конституцией, должен в течение 2 лет принять законы о формировании Квалификационной и Дисциплинарной комиссии судей Украины. После этого, в течение следующих 6 месяцев должен быть сформирован постоянный состав Верховного суда Украины. После формирования нового состава, Верховная Рада и Верховный Суд должны в течение года согласовать новый закон о судоустройстве, а после его вступления в силу Квалификационная комиссия судей Украины должна в течение 18 месяцев назначить судей всех судов, созданных по этому закону.
8.6. В течение двух месяцев с момента вступления в силу настоящей Конституции все сотрудники органов государственной власти должны подписать письменное обязательство соблюдать требования Кодекса этики и стандартов профессионального поведения. Лица, которые не предоставили в установленный срок такое письменное обязательство непосредственному руководителю (а члены Кабинета Министров – Председателю Верховной Рады), освобождаются от должности.
Приложение I. Присяга депутата Верховной Рады Украины на верность народу Украины
Депутаты Верховной Рады Украины для получения полномочий должны принести и собственноручно подписать следующую присягу: «Я, (имя и фамилия), во время исполнения депутатских полномочий клянусь добросовестно и честно представлять интересы народа Украины, неуклонно следовать Конституции Украины и предвыборной программе (название политической партии или избирательного блока, по списку которых избран депутат), соблюдать требования Кодекса этики и стандартов профессионального поведения публичных служащих и понимаю, что нарушение этой присяги приведет к досрочному прекращению моих депутатских полномочий».
Приложение II. Кодекс этики и стандарты профессионального поведения публичных служащих
Кодекс этики. Публичные служащие обязаны:
- Вести себя честно, порядочно, относиться справедливо ко всем гражданам и обществу в целом
- Осуществлять полное, правдивое и своевременное раскрытие информации о своей служебной деятельности и деятельности органов государственной власти
- Ставить интересы граждан и общества выше интересов государства и своих собственных интересов
- Воздерживаться от использования служебного положения, служебных полномочий или доступа к служебной информации для получения выгоды для себя или связанных лиц
- Требовать соблюдения этого Кодекса этики от других публичных служащих и повышать доверие общества к институтам государственной власти
Стандарт 1 – Неукоснительное соблюдение законодательства. Публичные служащие при осуществлении полномочий должны:
- Неуклонно соблюдать законодательство и выполнять все законные распоряжения прямых начальников, а при наличии их неоднозначной или субъективной трактовки выбирать такую трактовку, которая накладывает наибольшие ограничения на самих публичных служащих и наименьшие ограничения на граждан
- Препятствовать нарушению законодательства другими публичными служащими, обязательно раскрывать информацию об известных нарушения, ни в коем случае не скрывать известные факты или подозрения относительно нарушений законодательства со стороны коллег, руководства или подчиненных
- Отказываться от выполнения распоряжений, явно нарушающих законодательство, а также от выполнения законов, явно нарушающих Конституцию
Стандарт 2 – Этичность, независимость и объективность. На поведение публичных служащих накладываются следующие требования:
- В любых обстоятельствах категорически запрещены нечестность, обман, шантаж, мошенничество
- Запрещено сознательно вводить общество в заблуждение или скрывать общественно важную информацию, в том числе под видом информации для служебного пользования или государственной тайны, а также использовать непубличную информацию в личных целях или передавать ее связанным лицам
- Принятие решений, отнесенных к их компетенции, должно осуществляться публичными служащими обдуманно, осознанно и самостоятельно, без давления со стороны других лиц, в том числе прямых начальников
- Публичные служащие должны воздерживаться от получения подарков, других материальных или нематериальных благ (в том числе, званий, степеней, наград), если это может поставить под сомнение их независимость и объективность
- Для избежания подозрений в незаконном обогащении, все активы публичных служащих должны быть задекларированы, а любое изменение их размера должно иметь объяснение, в том числе должны раскрываться все доходы, изменение стоимости активов, существенные статьи расходов
- При исполнении должностных обязанностей запрещено унижать честь и достоинство других лиц, вести себя издевательски или высокомерно, проявлять сарказм, использовать сомнительные шутки
Стандарт 3 – Обязанности перед гражданами, как клиентами и конечным работодателем. Обязанности публичных служащих перед гражданами включают:
- Четкое понимание того, что законные права и интересы граждан, лиц без гражданства и юридических лиц имеют приоритет над интересами государства, отдельных публичных органов или публичных служащих
- Справедливое и равное отношение ко всем лицам, запрет на предоставление кому-либо из них преимуществ или наложения на кого-либо из них ограничений, не предусмотренных законодательством
- Учет индивидуальной специфики, особенностей и пожеланий при рассмотрении вопросов, при условии соблюдения законодательства и требования справедливого и равного отношения ко всем лицам
- Прямые, четкие, изложенные простым и понятным языком ответы на вопросы и обращения граждан, запрет на канцеляризм, отписки и ответы не по существу вопроса
- Сохранение конфиденциальности информации о гражданах, их проблемах, сущности их обращений и т.п., за исключением случаев, когда законом предусмотрено раскрытие информации
Стандарт 4 – Обязанности перед государством или публичным органом, как непосредственным работодателем. Обязанности публичных служащих, состоящих в трудовых отношениях с государственным или публичным органом, перед ним, как своим непосредственным работодателем, включают:
- Использование своих знаний, умений и навыков, опыта и компетенций в полной мере на благо конечного работодателя, то есть граждан
- Запрет на совмещение своей работы с другой оплачиваемой работой, кроме явно разрешенных законом случаев, при наличии письменного разрешения руководства и исключительно при условии, что это не наносит ущерба работе на непосредственного работодателя и не создает конфликта интересов
- Использование рабочего времени, служебного имущества, должностных полномочий и доступа к информации исключительно в рабочих целях, рациональное и бережливое отношение к этим ресурсам, полный запрет на злоупотребление ими или использование их в личных целях
- Ответственность за действия прямых подчиненных при исполнении ими должностных обязанностей, в том числе за соблюдение ими Кодекса этики и стандартов профессионального поведения
Стандарт 5 – Конфликт интересов. Во избежание и для предотвращения конфликта интересов от публичных служащих требуется:
- Полное, правдивое и своевременное раскрытие действительного или потенциального конфликта интересов, то есть любых обстоятельств, которые могут поставить под сомнение объективность и независимость публичного служащего или иным образом воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей, причем такое раскрытие должно быть сделано простым и понятным языком
- При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы связанных лиц – обязательно сообщить в письменной форме об этом своему руководству и просить о передаче такого вопроса на рассмотрение другим служащим
- Сообщить руководству в письменной форме о факте получения любого подарка, вознаграждения или иного блага, которые не запрещены законом и стоимость которых превышает установленный законом уровень
- Сообщить руководству в письменной форме о любых обстоятельствах, препятствующих соблюдению требований Кодекса этики и стандартов профессионального поведения
- Оказывать полное содействие расследованию нарушения Кодекса этики и стандартов профессионального поведения, как в отношении себя, так и в отношении других публичных служащих